Уши

Ты любишь играть в жмурки? Давай вспомним правила: водящему завязывают глаза, и он пытается поймать играющих, ориентируясь только на свои слух и на издаваемые  звуки. Это и объясняет важность такого органа, как ухо.







Ухом мы слышим всё происходящее вокруг. Все шумы, голос мамы, звонок с урока, лай собаки. А информация, которую мы получаем через уши называется звуковая.

Интересный факт: уши растут всю нашу жизнь, как и нос. Причем уши одного человека между собой совершенно разные, как внутри, так и снаружи.




1.1 Как мы слышим?
Изучив массу энциклопедической литературы, воспользовавшись Интернетом, мы выяснили, что существует пять способом восприятия звуков:
1.Восприятие звука через перенос воздуха.
Основной способ восприятия звуковой энергии - через уши. Механизм прост. Вибрирующий воздух попадает в ушной канал и давит на барабанную перепонку. Это давление передается в улитку. Маленькие ворсинки превращают вибрации в звук.
2. Восприятие через глубокие ткани.
Вибрации Земли раздражают нервные окончания глубоких тканей. Это ощущение появляется, когда мощные объекты воздействуют на Землю около нас.
3.Восприятие через суставы.
Вибрации Земли затрагивают нервные окончания суставов.





4. Восприятие звуков через прикосновение.
Это чувство появляется только в случае очень сильного шума. У музыкантов, держащих инструмент очень близко. Благодаря этому, глухие люди могут двигаться под музыку. Прикасаясь к инструменту, они ощущают музыку.
5. Восприятие через костную проводимость.
Если рассмотреть строение уха, то можно увидеть, что улитка располагается в черепной коробке. Эта костная защита является вторым способом, чтобы звуковые волны достигли улитку через кость. В случае потери слуха применяют слуховой аппарат, который вживляется в кость черепа.

1.2 Строение уха.
Рассмотрев все способы восприятия звука и спросив у взрослых о самом распространенном способе получения звуковой информации, мы получим ответ, что это  восприятие звуков через перенос воздуха. Давайте рассмотрим строение уха.
Ухо - это орган слуха и равновесия. Его составные части обеспечивают прием звуков и сохранение равновесия. Орган слуха делится на 3 части: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.
Строение органа слуха
Функция наружного уха - улавливание звуков и их проведение к барабанной перепонке. Ухо состоит из ушной раковины, образованной хрящом со многими завитками, и наружного слухового прохода, идущего до среднего уха и богатого железами, выделяющими ушную серу, которая скапливается в наружном ухе и с которой выводится наружу пыль и грязь.
Среднее ухо представляет собой полость, расположенную внутри височной кости. Оно сообщается с носоглоткой с помощью слуховой (евстахиевой) трубы и имеет цепь сочлененных маленьких костей молоточек, наковальню и стремечко, пере¬дающих точно и в усиленном виде колебания барабанной перепонки до тонкой овальной пластинки диаметром 1 см во внутреннем ухе.




Цепь из маленьких костей
Во внутреннем ухе имеется полость в виде спирали - улитка, ограниченная от среднего уха овальным отверстием. Улитка делится на две мембраны: вестибулярную мембрану и основную мембрану, разделенную, в свою очередь на три отдела, заполненной жидкостью.
На волокнах слухового нерва, идущих вдоль основной мембраны, расположены полосковые клетки, являющиеся настоящими слуховыми рецепторами. Звуковое ощущение вызывается колебанием. Когда ушная раковина собирает звуковые волны, они отражаются в ее складках, затем проникают в наружное слуховое отверстие и ударяются о барабанную перепонку. Эта перепонка начинает колебаться с определенной частотой и вы-сотой. Цепь из косточек среднего уха усиливает это колебательное движение и передает его в овальное отверстие, уже во внутреннее ухо. Здесь механическая энергия звуковых волн превращается в электрическую энергию благодаря тому, что волокна слухового нерва возбуждают спиральный орган, расположенный в улитке, и передают слуховое ощущение в головной мозг.

1.3 Что мы слышим?
Слух - способность органом слуха воспринимать звуки; функция уха - воспринимать колебания воздуха. Слух – важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше чем зрение, наше ухо работает непрерывно в течение суток, даже во сне.



• Слух – первое чувство, которое формируется у ребенка. Еще в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки.
• Слух – самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в десять в десятой степени раз меньше, чем аналогичная интенсивность света
• Слух – самое совершенное чувство. Оно может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источников.
• Слух – позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающейся опасности и вовремя среагировать.
• Слуховой орган имеет настолько сложное устройство, что до сих пор ни одно техническое средство не в силах его заменить.
Изучением законов восприятия звуков человеком занимается наука психоакустика.
Ученые говорят, что способность воспринимать звуки зависит как от конкретного человека (его возраста, пола, подверженности слуховым болезням, тренированности), так и от звуковой характеристики, измерять которую принято в децибелах (дБ).
О дБ Предел чувствительности
10 дБ Шорох листьев
15 дБ Шепот
20 дБ Звуки тихого сада
40 дБ Человеческая речь, тихая музыка
50 дБ Звуки голосов в аудитории
60 дБ Телефонный звонок
80 дБ Звонок будильника на расстоянии метра, шум пылесоса
90 дБ Уличный шум при интенсивном дорожном движении, плеер, включенный очень громко, мотоцикл, газонокосилка, автомобильный гудок.
100 дБ Бензопила, отбойный молоток, сирена.
110 дБ Грохот музыки на дискотеке
120 дБ Уровень звука на рок-концерте, раскат грома
130 дБ Взлет ракеты, рев реактивного двигателя, выстрел из артиллерийского орудия
140 дБ Болевой порог

Шумы порядка 140 дБ (например, звук реактивного самолета) могут оказаться болезненными для уха и повредить барабанную перепонку. 

1.4 Музыкальный слух.
Музыкальный слух- способности, необходимые для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.



Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).
Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:
абсолютный - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном;
относительный - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;
внутренний - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес;
интонационный слух - способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.
Ученые обнаружили, что наличие или отсутствие музыкального слуха у человека связано с чисто анатомическими особенностями головного мозга.



Исследовав при помощи томографа две группы испытуемых - из Канады и из Великобритании - ученые пришли к выводу, что музыкальный слух человека определяется развитием нижней лобной извилины правого полушария головного мозга. У всех исследованных людей, показавших в ряде тестов свою музыкальную одаренность, эта область содержала больше белого вещества, то есть проводящих отростков нейронов, чем у тех, кто не обладал музыкальным слухом.

Исследование канадских и британских ученых разрешило давний спор о том, имеет ли музыкальный слух анатомическую основу или это чисто функциональная особенность мозга. Дальнейшие исследования должны прояснить вопрос, предопределены ли найденные анатомические отличия генетически или зависят от обучения в детстве. 

Комментарии